RU EN DE

8 (800) 100-93-30

Заказать звонок

Стандарты качества судовых топлив и применение присадок в судоходной отрасли

Международные меры по защите экологии и сокращение серы в выхлопных газах коснулись и судоходной отрасли. Стандарты качества судового топлива требуют разработки новых топливных фильтров и производства экологически чистых видов топлива, что возможно в результате модернизации производства НПЗ. Но далеко не все нефтеперерабатывающие заводы могут позволить себе затраты на реструктуризацию производственного процесса.

Тем не менее уже сейчас изготавливается топливо премиум-класса. Такое горючее полностью соответствует международным нормам. При этом требования к качеству выдвигаются сразу с двух сторон – с одной стороны это различные техрегламенты, с другой – требования непосредственно к судоходным компаниям по сокращению выбросов серы в портах.

Правила и нормы, касающиеся выбросов с судов, установлены Международной морской организацией в рамках Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL) и действуют с мая 2005 года («Приложение 4 к MARPOL - Предотвращение загрязнения атмосферы водным транспортом»). Эти нормативы также определяют Районы контроля выбросов (SECA) или Зоны контроля выхлопных газов (ECA). Такие зоны есть в Северном и Балтийском морях, а также в проливе Ла-Манш. Приложение 4 предусматривает ограничение содержание серы в любом судовом топливе до отметки не более 3,5% от общей массы, а в зонах SECA и ECA - от 0,1 до 1,0% от общей массы к 2015 году.

Кроме того, существуют два основных международных стандарта, определяющие качество судовых топлив: ISO 8217-2010 (4ая редакция) - требования к легкому нефтяному топливу, используемому в судовых дизельных двигателях и котлах. Этот документ может быть применим к видам топлива для стационарных дизельных двигателей той же или похожей марки и типа, которые используются для морских целей. Второй международный стандарт - ISO 8216-1, который классифицирует судовое топливо. Согласно ему, существует 4 категории легкого топлива и 6 категорий (11 классов) тяжелого топлива.

К лёгким топливам относится судовое маловязкое и котельное топливо. В целом эта категория топлив схожа с дизельными и печными топливами. К тяжелым судовым топливам относятся различные марки флотского мазута. Этот вид – наименее очищенный после прохождения обработки сырой нефти, тяжелый и вязкий. Описанные в стандартах нормы по содержанию серы действуют во всех странах только для легкого топлива. В отношении тяжелых топлив имеются расхождения международных и местных норм.

В нашей стране действуют следующие нормативные документы, касающиеся судовых топлив: ТУ 38.101567-2005 «Топливо маловязкое судовое» (с 1987г.), ТУ 38.1011314-2001 «Топливо судовое высоковязкое Э» ( с 1990г.) и ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010) «Топлива судовые» ( с 01.07.2012г.). К котельным топливам относят топочные мазуты марок 40 и 100, вырабатываемые по ГОСТ 10585— 75, к тяжелым моторным топливам — флотские мазуты Ф-5 и Ф-12 по ГОСТ 10585-75, моторные топлива ДТ и ДМ — по ГОСТ 1667. К судовым топливам относят дистиллятное топливо ТМС по ТУ 38.101567— 87 и остаточные топлива СВТ, СВЛ, СВС по ТУ 38.1011314-90. Чтобы устранить технические барьеры в торговле нефтепродуктами в настоящее время происходит регулирование норм в соответствии с рекомендациями ВТО. Так например, последний ГОСТ Р 54299-2010 является усовершенствованным стандартом ИСО 8217-2010. Поэтому на данный момент технические требования к качеству российского стандарта и ИСО 8217-2010 полностью совпадают.

Техническим стандартом регулируются такие важные характеристики топлива, как вязкость, зольность, массовая доля механических примесей и ряд других.

В море крайне сложно избежать появление конденсата в резервуарах. Он приводит к возможности микробиологического роста (MBG), который продолжается, несмотря на заданное содержание энергии. Вследствие чего в топливных емкостях образуются биопленки, которые блокируют фильтры, распространяясь по всей системе.

Важно контролировать содержание воды в топливе, чтобы избежать коррозии стальных резервуаров и трубопроводов. Кроме того, металлические частицы могут блокировать фильтры и увеличивать износ двигателя. Засорение топливного фильтра может оказать значительное влияние на давление топлива и его расход, что в результате сказывается на производительности судна. Деэмульгаторы, такие как Difron 9425, позволяют корректировать содержание воды в топливе.

Топлива из малообработанных сырых нефтей парафинистого основания имеют высокую температуру застывания и малую текучестью при низких температурах. Улучшить текучесть топлив можно несколькими путями. Первое, путем облегчения их фракционного состава, что приводит к значительному снижению ресурсов моторных топлив. Второе, более дорогостоящим технологическим путем - использованием процессов депарафинизации и дегидроизомеризации. Существует также метод добавление в состав мазута дизельного топлива, но он не рентабельный. Гораздо более выгодный вариант – использование высокоэффективных депрессорных присадок (например Difron 3319). Они позволяют снизить температуру застывания нефтепродуктов, повысить их текучесть и проконтролировать осаждение парафинов.

Вязкость влияет и на такие качества топлива, как способность отстаиваться от воды и скорость осаживания механических примесей. Содержание серы в остаточных топливах зависит от типа перерабатываемой нефти (сернистой или высокосернистой) и технологии получения топлива. Топливный Регион предлагает использовать для усовершенствования процесса производства присадки, поглощающие сероводороды и меркаптановые соединения (например, Difron M 110 и Difron S 416). Вводить их можно уже в сырую нефть, таким образом, ее последующие фракции будут содержать меньшее количество неблагоприятных для экологии и для хранения топлива соединений. Однако, существуют также присадки, применяемые непосредственно к мазутам, котельным и дистиллятным топливам. Выбор зависит от нужд каждого конкретного производителя.

Функциональные присадки позволяют улучшить топливо, доведя его показатели до необходимого стандарта. Например, улучшить смазывающую способность. Ряд присадок в настоящее время абсолютно необходим. Их использование обходится значительно дешевле аналогичных операций, выполненных техническим путём. Более того, существуют аспекты, как например транспортировка и хранение топлив, где обеспечить стабильность лучше всего могут именно присадки. А для производителя, который имеет возможности для производства качественного сырья, эффективным путем является производство премиум – топлива. Оно соответствует высоким международным стандартам и продаётся по высокой цене.