Вопрос дефицита зимнего дизтоплива
Сегодняшняя ситуация на российском рынке нефтепродуктов характеризуется ежегодным ростом спроса на дизельное топливо и стабильным увеличением его цены. Сезонные колебания спроса достигают своей критической точки в зимний период, поскольку зимнее дизельное топливо (ЗДТ) более трудоёмкое и экономически затратное в процессе производства. Мощностей НПЗ недостаточно для обеспечения спроса, что приводит к удорожанию ЗДТ для конечного потребителя.
Анализ рынка дизельного топлива 2006–2010 гг.
В период с 2006 по 2010 год, по данным BusinesStat, мировое производство дизельного топлива выросло с 1167,4 млн. до 1284,4 млн. тонн. Это произошло вследствие увеличивающегося спроса, однако промышленный и экономический спад, вызванный экономическим кризисом 2009 года, вызвал резкое снижение спроса на дизельное топливо, как в розничной торговле, так и в секторе промышленного потребления, что повлекло за собой уменьшение производства данного вида ГСМ на 6,3%.
Прогноз потребления ДТ в период 2011–2015 гг..
Восстановление темпов роста экономики в 2010 году привело к возобновлению спроса на ДТ, и уже в 2011 достигло максимального докризисного уровня – 1284,4 млн. тонн. По некоторым оценкам дальнейший рост составит порядка 4,4 – 4,9% ежегодно. Такие перспективы обусловлены увеличением дизельного транспорта во всем мире. Основными потребителями дизельного топлива на сегодняшний день являются: железнодорожный транспорт, грузовой автотранспорт, водный транспорт и сельскохозяйственная техника, последнее время также легковой дизельный автотранспорт. Причем доля легкового дизельного транспорта увеличивается с каждым годом.
Прогнозируемая динамика спроса на дизельное топливо, может привести к его дефициту и увеличению цен в этом сегменте. Ведь в данный момент суммарный объем производства дизтоплива всех российских НПЗ не сможет покрыть увеличивающий уровень спроса. Особенно остро дефицит чувствуется в холодный период, когда возрастает потребность в зимнем дизтопливе.
Получение зимнего дизтоплива
Чтобы яснее представить себе причины такого дисбаланса между спросом и предложением, следует подробнее рассмотреть технологический процесс производства ДТ. Он происходит в несколько этапов:
- Прямая перегонка с разделением на фракции;
- Крекинг и гидроочистка;
- Смешение полученных фракций;
- Депарафинизация.
Зимнее дизельное топливо обладает меньшей вязкостью, чем летнее. Это связано с наличием в летнем топливе углеводородной парафиновой фракции. Для получения топлива, соответствующего по характеристикам зимнему, проводят сольвентную или каталитическую депарафинизацию. Процедура удаления парафинов - это сложный технологический процесс, стоимость которого напрямую отражается на цене топлива. Второй метод получения зимнего дизтоплива, гораздо более экономичный – использование специальных депрессорных присадок для улучшения низкотемпературных свойств. Например, для этого может быть использована депрессорно-диспергирующая присадка «ДДП-Антигель». При взаимодействии с присадкой, кристаллы парафина значительно уменьшаются в размерах (до 3-5 мкм). Это повышает фильтруемость, так необходимую для полноценной работы топливных систем дизельных ДВС. По такой технологии нефтеперерабатывающие заводы России производят основную часть зимнего дизтоплива. Температура фильтруемости полученного горючего составляет −15 °C, что соответствует действующим нормам ГОСТ 305-82.
Отличия летнего и зимнего дизельного топлива.
Для бесперебойной работы двигателей необходимо топливо, соответствующее сезону. Использование зимнего дизтоплива в летний период приводит к снижению мощности двигателя и повышению задымленности отработавших газов.
Главное отличие летнего и зимнего дизельного топлива - температура предельной фильтруемости, а также температура помутнения и застывания. В связи с этим заправка двигателя более вязким летним дизтопливом приведет к выходу из строя топливной аппаратуры, вследствие кристаллизации содержащихся в нем парафинов. Также сезонные виды горючего различаются по содержанию смол, коксуемости и плотности. Распространенной проблемой дизтоплива является отслоение воды (разделение на дисперсные фазы) и выпадение ее в нижнем уровне топливной магистрали автомобиля. Все это препятствует бесперебойному функционированию двигателя в холодное время года. Диспергирующий компонент присадки «ДДП-Антигель» предотвращает возникновение этой ситуации.
Экономические и экологические вопросы
Производство зимнего дизельного топлива с помощью присадок – наиболее выгодно с экономической точки зрения. Крайне важно, чтобы выходя на новый уровень производства, предприятия рационализировали свои энергетические затраты, которые влияют на степень экологичности выпускаемого топлива и его соответсвие европейским стандартам качества. Такой подход позволит не только удовлетворить возрастающий спрос, но и создать базу для выгодного экспортирования на мировой рынок.