Испытания цетаноповышающих присадок
Промоторы воспламенения или цетаноповышающие присадки вводят в дизельное топливо с целью повышения его цетанового числа, что, в свою очередь, улучшает воспламеняемость топлива, обеспечивая тем самым более полное сгорание и снижение нежелательных выбросов.
Применение промоторов воспламенения улучшает эксплуатационные характеристики топлива, так как снижает его расход, уменьшает уровень шума и количество вредных выбросов, улучшает запуск при низких температурах.
Основными потребителями цетаноповышающих присадок являются нефтеперерабатывающие заводы и производители топлив разных классов, в том числе премиальных.
Перед вводом присадки обязательно проводят лабораторные испытания, позволяющие экспериментально подтвердить влияние ее добавления на цетановое число базового топлива.
Испытания проводят в соответствии с ГОСТ 3122, который подробно описывает методику проведения эксперимента, требования к оборудованию, последовательность обработки результатов. Цетановое число базового топлива определяют на одноцилиндровой дизельной установке ИТ9 – ЗМ или ИДТ – 69. Сущность метода заключается в сравнении самовоспламеняемости испытуемого топлива в двигателе при различных степенях сжатия с самовоспламеняемостью эталонных топлив с известными цетановыми числами в условиях испытания. В качестве эталонных топлив используют смеси углеводородов: цетана и альфа-метилнафталина, имеющих цетановые числа 100 и 0 соответственно. Перед началом испытания производят запуск и устанавливают рабочий режим двигателя и расход топлива подаваемого насосом в камеру сгорания. Далее на установке определяют степень сжатия топлива, обеспечивающего самовоспламенение тестируемого образца, и проводят сравнение со смесями эталонов.
Сравнение заключается в подборе таких двух эталонных смесей, самовоспламенение одной из которых должно происходить при большей степени сжатия, чем у испытуемого образца топлива, а у другой – при меньшей. При этом различие цетановых чисел таких эталонов не должно превышать 4 единицы.
В результате, после проведения математических расчетов, определяют цетановое число базового топлива. Минимальное цетановое число дизельного топлива, пригодного для эксплуатации, должно быть не меньше 51 единицы. Этот показатель нормируется ГОСТ Р 52368.
Испытания проводят для топливной смеси без присадки и с ее добавлением. Сравнение результатов показывает степень эффективности работы присадки. Фракционный состав определяет исходное цетановое число топлива и, как следствие, необходимую степень влияния на него. Проведение серии подобных испытаний с различными концентрациями введенного промотора воспламенения позволяет определить оптимальную дозировку для конкретного топлива. Кроме прочего, эффективность работы цетаноповышающей присадки зависит от долей других присадок и их взаимного влияния друг на друга. Поэтому проведение лабораторных испытаний является обязательным условием обеспечения эффективной и безопасной работы двигателя.
Лабораторные испытания продукции, поставляемой Топливным Регионом, показали свою высокую эффективность. Например, испытания присадки Difron H 327, проводимые на дизельном топливе, характеризующемся низким собственным цетановым числом, показали прирост показателя на 5 единиц. Результаты испытаний представлены в таблице.
Влияние цетаноповышающей присадки Difron Н 372 на цетановое число дизельного топлива
Присадка | Концентрация, % | Цетановое число |
Базовое топливо | - | 48,0 |
Difron Н 372 | 0,1 | 51,7 |
Требования ГОСТ Р 52368 | - | Не менее 51,0 |
Все испытания продукции Компании Топливный Регион проводятся только в аккредитованных испытательных лабораториях в соответствии со всеми требованиями и стандартами.