RU EN DE

8 (800) 100-93-30

Заказать звонок

Применение N-метиланилина в производстве автомобильных бензинов

В России действует регламент (ТР ТС 013/2011), в соответствии с которым с 1 января 2016 г не разрешается выпускать в обращение и заниматься реализацией автомобильного бензина ниже экологического класса 5. Согласно данному Техническому регламенту Таможенного союза в производстве бензинов экологического класса 5 не допускается использование N-метиланилина (монометиланилин/ММА) – вещества, эффективно повышающего детонационную стойкость автомобильного бензина.

Основными причинами, послужившими ограничением использования монометиланилина в качестве присадки для топлива, стали доводы о его высокой опасности по воздействию на организм человека и об изменении качества топлива в случае использования N-метиланилина. В данном аспекте следует отметить, что единственное отличие бензина экологического класса 5 от экологического класса 4, не считая отсутствия N-метиланилина, заключается в содержании серы – 50ppm для 4-го класса и 10ppm для 5-го.

Экологическая безопасность N-метиланилина и его применение

N-метиланилин, действительно, является опасным веществом по воздействию на организм человека и окружающую среду. Однако следует отметить, что производители бензинов и автолюбители непосредственно с N-метиланилином не контактируют вследствие герметизации и автоматизации технологического процесса при производстве, хранении и транспортировке. Допустимая концентрация ММА в автомобильном бензине составляет всего 1,0% об. и полностью безопасна для человека. Кроме того, согласно данным Международного агентства по изучению рака N-метиланилин не является канцерогенным веществом.

N-метиланилин используется в качестве присадки в производстве автомобильных бензинов. Его применение позволяет значительно повысить детонационную стойкость бензина, положительно влияя на индукционный период. Эта присадка не изменяет другие показатели топлива, в том числе и экологические свойства отработавших газов. Исходя из этого, N-метиланилин в рекомендуемой концентрации положительно воздействует на эксплуатационные свойства автомобильного бензина и никоим образом не влияет на его экологический класс. Бензины, как с содержанием этого вещества, так и без него, относятся к малоопасным продуктам по воздействию на организм человека.

Производство автомобильных бензинов

В 2011-2014 гг. доля бензина марки Премиум-95 в производстве автомобильных бензинов выросла с 21,3% до 28,9%. Основной фактор этого подъема – увеличение количества транспортных средств, использующих бензин с октановым числом 95 и выше. Прогнозируется, что эта тенденция сохраниться и будет способствовать росту производства соответствующего бензина.

Сейчас большинство отечественных нефтеперерабатывающих заводов могут производить (без добавления октаноповышающих веществ) лишь автомобильные бензины с октановым числом 92-94. Поэтому и актуальность использования присадок в ближайшие годы значительно возрастёт. Однако, ввиду запрета на использование N-метиланилина, ситуация в производстве бензинов экологического класса 5 может осложниться. Ведь вырабатываемых отечественной промышленностью объёмов метил-трет-бутилового эфира (МТБЭ) будет явно недостаточно для обеспечения всех производителей бензинов с октановым числом 95 и выше. Это обстоятельство приведёт к росту цен как на автомобильный бензин, так и на МТБЭ, который фактически останется единственным продуктом на отечественном рынке октаноповышающих присадок.

Зарубежный опыт

До недавнего времени ароматические амины, в частности N-метиланилин, не находили широкого использования в производстве автомобильных бензинов за рубежом. Тем не менее, необходимость производства бензинов с октановым числом 98 и выше побудила зарубежных производителей присадок обратить своё внимание на использование ароматических аминов. Например, Shell Oil Company провела исследования различных ароматических аминов, позволившие установить их положительное влияние на детонационную стойкость автомобильного бензина без изменения других физико-химических показателей. Следует также отметить, что применение N-метиланилина законодательно не запрещается как в Европе и США, так и в большинстве стран Азии. К тому же во Всемирной топливной хартии (свод согласованных рекомендаций по качеству автомобильного топлива), разработанной крупнейшими мировыми производителями автомобилей и автомобильных двигателей внутреннего сгорания, не содержится сведений по ограничению использования N-метиланилина в составе автомобильных бензинов.

В заключение необходимо отметить, что основной целью разработки Технического регламента являлось установление требований к топливу в целях обеспечения защиты жизни и здоровья человека, охраны окружающей среды, безопасности и энергетической эффективности. Неоднократные исследования, проведенные с автомобильными бензинами, содержащими N-метиланилин, позволили установить его положительное влияние на эксплуатационные свойства бензинов без изменения других показателей. Автомобильные бензины, содержащие данное вещество, полностью отвечают всем экологическим стандартам. Таким образом, использование N-метиланилина совпадает с основной целью Технического регламента.

Разрешение на использование N-метиланилина в производстве автомобильных бензинов экологического класса 5 будет способствовать сохранению конкурентоспособного рынка октаноповышающих присадок и позволит дать производителям топлив возможность для получения качественных высокооктановых бензинов.

Главный технолог
ООО «Компания Топливный Регион»
к.т.н. Нечаев Вячеслав Константинович