RU EN DE

8 (800) 100-93-30

Заказать звонок

Депрессорные присадки для нефти

Рациональное использование горюче-смазочных материалов, расширение их ресурсов и улучшение качества являются одними из основных задач современной нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности. Для России, где холодная климатическая зона занимает около 80% территории страны, очень важна и актуальна проблема улучшения низкотемпературных свойств горюче-смазочных материалов.

Температура застывания нефти

Большая часть добываемых в России нефтей являются парафинистыми, т.е. содержит значительное количество алканов нормального или малоразветвленного строения. Последний тип отличается повышенной температурой застывания, что обусловливает ухудшение реологических свойств (подвижность, текучесть и др.) как самой нефти, так и продуктов ее переработки. Данный факт негативно отражается на процессе добычи и транспортировки нефти и поэтому является предметом для исследований в целях улучшения технологичности нефтяной промышленности.

Распределение парафинистых (высокопарафинистых) нефтей по бассейнам России
Распределение парафинистых (высокопарафинистых) нефтей по бассейнам России

Предотвратить кристаллизацию парафина возможно за счет нагрева нефти до 50-60°С, однако такой способ иногда ведет к излишним затратам и экономически не оправдан. В некоторых случаях проведение этой процедуры вообще невозможно. Понижения температуры кристаллизации можно достичь путем смешения высокопарафинистой нефти с низкопарафинистой или с растворителями, что также ведет к дополнительным затратам времени и ресурсов.

Наиболее эффективным способом повышения низкотемпературных свойств нефтей, топлив и масел является использование депрессорных присадок. Это вещества, за счет введения которых, даже в малых дозах (обычно 0,05 – 0,10%), достигается существенное снижение температуры застывания и улучшение текучести в условиях низких температур.

Транспортировка нефти

Как правило, пункты переработки (НПЗ, нефтебазы, нефтеналивные терминалы) или места дальнейшего сбыта нефти находятся в отдалении от мест нефтепромыслов, что обусловливает необходимость быстрого и экономичного способа доставки. Существует несколько способов транспортирования: нефтепроводы, танкеры, авиационный транспорт, автомобильные и железнодорожные цистерны.

Присадки депрессоры снизят отложение парафиов при транспортировке Присадки депрессоры снизят отложение парафиов при транспортировке
Наземный нефтепровод диаметр 1.4 метра Супертанкер класса ULCC

Использование нефтепроводов является самым безопасным и экономически выгодным способом транспортировки нефти и нефтепродуктов. Кроме того, скорость перемещения нефти по ним значительно выше, чем при перевозке любым другим видом транспорта. Общая протяженность магистральных нефтепроводов России составляет около 50-ти тысяч километров. Наиболее крупная на сегодняшний день система нефтепроводов «Дружба» была введена в эксплуатацию в 1960-м году и работает по настоящее время. Общая ее протяженность составляет 8 900 километров. «Дружба» обеспечивает ежегодный экспорт 66,5 млн. тонн нефти.

Транспортирование по воде осуществляется на гигантских судах – танкерах, вместительностью в сотни тысяч тонн. Цена перевозки одного барреля нефти на таких морских судах находится в обратной пропорции от вместительности судна, чем объясняются их огромные размеры. Но в случае аварии выход нефти приводит к экологическим катастрофам. Для снижения риска возникновения таких последствий Международная морская организация приняла рекомендации Евросоюза о выводе из эксплуатации однокорпусных нефтяных танкеров и постановление о перевозке только в двухкорпусных танкерах.

Присадки депрессоры снизят отложение парафиов при транспортировке Присадки депрессоры снизят отложение парафиов при транспортировке
Железнодорожная цистерна Автомобильная цистерна

Еще один распространенный способ перевозки – железнодорожные и автомобильные цистерны. Железнодорожные цистерны – всесезонный вид транспорта, используется для транспортирования нефти к пунктам, находящимся вдали от нефтепроводов. Данный вид транспорта связан с высокими трудозатратами, связанными с работами по погрузке и разгрузке, а также по очистке емкостей от асфальто-смолистых парафиновых отложений (АСПО), и по этим причинам является второстепенным. Автоцистерны предназначены для перевозки небольших объемов, как правило, для доставки на АЗС.

Депрессорные присадки к нефти

Присадки депрессоры помогут решить эту проблему
Отложения парафинов на трубах

При добыче и транспортировке высокопарафинистой нефти возникают проблемы, связанные с парафиновыми отложениями. Парафиновые отложения уменьшают полезное сечение насосно-компрессорных труб и, как следствие, значительно осложняют перекачку нефти, увеличивают расход электроэнергии, приводят к повышенному износу оборудования.

В целях устранения такого рода недостатков в нефть вводятся специальные присадки, обеспечивающие необходимые реологические (для нефтепроводов) и физико-механические (для танкеров, автомобильных и ж/д цистерн) свойства.

Депрессорные присадки представляют собой растворы активного вещества, непосредственно обеспечивающего депрессорные свойства в органическом (обычно углеводородном) растворителе. Роль растворителя заключается в обеспечении быстрой растворимости и равномерного распределения депрессора в нефти или нефтепродукте, а также в придании присадке надлежащей товарной формы. Введение депрессорной присадки, даже в небольших количествах, кроме контролирования процесса кристаллизации, также способствует улучшению реологических свойств, таких как динамическая вязкость и напряжение сдвига. Учет этих параметров необходим для обеспечения рационального процесса перекачки и транспортирования.

Продуктивное использование депрессорной присадки достигается при температурах ниже уровня, на котором происходит застывание нефти. В качестве этого уровня рассматривается наивысшая температура помутнения (т.е. массовой кристаллизации парафинов) нефти, при которой проявляется заметное воздействие присадки. Депрессоры не растворяют парафин и не уменьшают его концентрацию, их действие направлено на изменение размеров, формы и строения частиц, находящихся в дисперсной фазе. Под действием присадки происходит модификация кристаллов и предотвращение роста матриц парафинов, которые являются основной причиной застывания нефти.

Эффективное действие присадок зависит, в первую очередь, от концентрации парафинов, а также естественных ПАВ (смол, асфальтенов) и обусловлено физико-химическими свойствами парафинистых нефтей. Это касается также смесей парафинистых и маловязких нефтей. В качестве превентивных мер, целесообразно применение специальной депрессорной присадки Difron 3004, обеспечивающей снижение температуры застывания сырых нефтей и мазутов. Применение депрессорной присадки ведет к увеличению пропускной способности нефтепроводов, сокращению времени простоя железнодорожных цистерн при сливании нефти и уменьшению остатков продукта транспортировки после выгрузки, снижению затрат на разогрев нефти и очистительные работы по удалению парафинистых отложений, снижению давления перекачки, что в целом приводит к снижению себестоимости нефтепродуктов.