RU EN DE

8 (800) 100-93-30

Заказать звонок

Антидетонационные присадки. Теория и практика

Можно ли использовать марганец и железосодержащие присадки? Это очень актуальный вопрос для производителей нефтепродуктов. Чтобы разобраться в этом вопросе и внести ясность, мы рассмотрели мировой опыт и регулирующие документы России, Беларуси, Украины и Казахстана.

Начнем с западных норм. Как мы знаем, в Европе уделяют огромное внимание вопросам экологии. Именно страны ЕС и ввели производство топлив класса «Евро». Какая ситуация там? По документам для топлив классов «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» запрещается содержание свинца. Марганцец и железо могут входить в состав топлив в определённых количествах. Только для «Евро-6» строго регламентируется содержание марганца (не более 2 мг на дм³).

Какая ситуация на Востоке? В Китае, например, абсолютно легально применяют марганец-содержащие присадки. По результатам испытаний в этой стране они были признаны безопасными и доступными для использования.

В США, по требованию Агентства по охране окружающей среды, компания Afton Chemical провела испытания своих присадок. Целью исследования была оценка риска попадания марганца в дыхательные пути. Результаты выявили, что организм человека может переработать большое количество марганца, попавшего как в дыхательные пути, так и в пищеварительную систему. Организм может без труда справиться с марганцем в концентрациях, характерных для окружающей среды и даже гораздо более высоких, независимо от использования присадок к топливу, в которых он может содержаться в небольших количествах. Кроме того, было доказано, что присадки Afton (а также возможно и другие качественные октаноповышающие присадки) не вызывают заметного увеличения содержания марганца в воздухе.

Обратимся к странам СНГ. Одни из самых известных здесь октаноповышающих присадкок и компонентов – ММА, МТБЭ, а также присадки на их основе. В Украине с 2014 года начал действовать национальный Технический Регламент, исходя из текста которого, в автомобильных бензинах экологических классов «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» запрещается использование присадок, содержащих соединения железа и ММА. Разрешено использование марганца в бензинах класса «Евро-5» в концентрации не более 6 мг на один литр топлива. Также по украинскому Техрегламенту допускается добавление аналогов МТБЭ к автомобильным бензинам. Важное преимущество этого регламента в требовании предоставления технической документации для топлив с добавками, допуска к применению присадки, паспорта безопасности и данные по её концентрации в топливе. Это положительный момент, который можно было бы учесть в составлении Техрегламента Таможенного союза.

Согласно тексту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»">Технического Регламента о требованиях к топливам, принятому при создании единого экономического пространства между Россией, Казахстаном и Республикой Беларусь, содержание ММА в бензине классов «Евро-3» и «Евро-4» не должно превышать 1 мг/дм³, для «Евро-5» прописано

«отсутствие». Содержание аналогов МТБЭ допускается в топливах классов с 3 по 5 в строго ограниченных количествах. Что касается марганца и железа, для топлив «Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5» предписывается «отсутствие». Почему в кавычках? Все просто – не для всех производителей «отсутствие» означает одно и то же. Например, иногда за отсутствие принимается допустимая по ГОСТу 52530 концентрация железа – не более 0,01 г на дм³. И так происходит во многих случаях. Здесь уже прослеживается некое несоответствие, при том, что ГОСТы и ТУ теоретически являются частью Техрегламента, но в самом тексте документа не прописано четкое определение того, что считать «отсутствием» того или иного вещества.

В странах СНГ были и национальные стандарты, но с января 2013 года производители нефтепродуктов обязаны оформлять сертификаты на соответствие техническому регламенту Таможенного союза. Работает ли этот документ и в каком направлении? 21 мая в Торгово-промышленной палате России состоялся Круглый стол «О внесении изменений в ТР ТС 013/2011» . В работе Круглого стола принимали участие представители Аппарата Правительства РФ, Федеральных Агентств, нефтяных компаний и стран, входящих в Таможенный союз. На этом мероприятии было поднято много вопросов о целесообразности некоторых ограничений в ТР ТС. В частности, обсуждение касалось и использования металлосодержащих присадок. Выяснилось, что регламент содержит ряд требований, избыточных даже по отношению к требованиям европейских директив, содержащих весьма высокие экологические нормы. Выступающие не раз отмечали путаницу из-за несоответствий между национальными регламентами, ТУ и ГОСТами. Выяснилось, что 15 мая 2013 года Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека РФ было решено, что марганецсодержащая присадка соответствует единым санитарно - эпидемиологическим и гигиеническим требованиям. Были высказаны идеи о том, что излишнее ужесточение Регламента приводит к повышению цен на энергоносители, что абсолютно не поддерживает малых производителей, в отличие от практики Западных стран. Более того, некоторые выступающие отметили, что, несмотря на необходимость модернизации производства, сроки перехода у всех разные. В связи с этим ряд НПЗ не имеют другого выхода, кроме как использовать октаноповышающие присадки, ведь установки каталитического крекинга, изомеризации и пр. стоят очень дорого. Мы можем увидеть полную монополию, если небольшие предприятия не будут иметь возможности участвовать. В Казахстане, например, ММА применяется официально. Однако представители заводов хотят, чтобы разрешили и марганцево-содержащие присадки, чтобы не быть полностью зависимыми только от ММА. Делегаты из России и Беларуси также придерживались подобной точки зрения и предлагали ввести нормы по количеству содержания вещества, а также строгий контроль качества. Важно, чтобы на рынок не попадал опасный или недоброкачественный продукт. Было внесено предложение делать пометки в паспорте продукта, а также информацию о том, как использованные присадки влияют на свойства топлива и срок его хранения. Такая практика существует в Украине и странах ЕС. Данные поправки в законодательство должны иметь положительный результат - ведь они означают осознанный подход, грамотное введение присадок и четко регламентированную дозировку. С полным перечнем предложенных изменений можно ознакомиться в приложении к статье.

Как будет развиваться ситуация и будут ли применены изменения – пока неясно, но есть надежда, что стороны придут к единому и продуманному соглашению по использованию металлосодержащих присадок. Мировой опыт говорит о том, что излишние ограничения вовсе не являются необходимостью, ведь главное – соблюдение техники безопасности и строгих дозировок.